«Ковидные» проблемы компаний. Что можно было предусмотреть.

Ковидные месяцы изоляции стали вызовом, с которым не сталкивалась прежде ни одна экономика. Не было еще случаев, когда большинство государств Европы призвали бизнес остановить свою деятельность или уйти на удаленную работу. Спасение от возникших проблем и угроз многие компании нашли в информационных технологиях, тем более, что многие решения уже существовали, просто Covid выявил их актуальность.

Оглядываясь на прошедшие месяцы, хочется сказать, что, несмотря на тяжелый удар, российские компании справились ним лучше, чем можно было ожидать — всеобщего коллапса, во всяком случае, не случилось. А о проблемах, которые они испытывали, можно судить по IT-решениям, которые им потребовались от системных интеграторов. Разделим эти задачи на три типа — те, которые компании решали в первые дни кризиса; те, которые выявил кризис и их приходится решать сейчас и  в более отдаленном будущем.

 

 

В первые дни

Первое, что потребовали клиенты у интеграторов — средства безопасной удаленной работы. При этом выяснилось, что многие крупные компании и до пандемии имели необходимое оборудование для организации VPN и систем управления, но не пользовались всем этим. Когда потребовались функции, которые были изначально предусмотрены, но забыты за ненадобностью, многим было сложно их активировать.

Практически сразу были выявлены проблемы менеджмента. В самом деле, как оценивать результаты работы в удаленном режиме? Как делегировать принятие решений, которые раньше принимались коллегиально? Компании оказались не готовы отпускать сотрудников из-под привычных схем контроля.  Это проблема менеджмента, с которой справиться за несколько недель практически невозможно. В результате повысилось число запросов на решения по удаленному контролю за сотрудниками, организации конференций, совместной работы над проектами и документами.

Пока одни отправляли сотрудников на удаленку, другие дорабатывали системы СКУД. Предприятия, которые не могли обойтись без работников, стали внедрять многоуровневые системы разграничения допуска. Для многих компаний польза подобных систем стала очевидной только в результате опасности распространения реальных вирусов.

Первые итоги

Никто не готовился к подобным ситуациям, зато сейчас происходит переосмысление бизнес-процессов, подвергаются коррекции программы модернизации и развития инфраструктуры многих компаний и операторов связи. Заказчики проявляют больший, чем раньше, интерес к услугам по оптимизации энергетических решений, устойчивости сетей и систем к внешним воздействиям, мы видим рост интереса к IT-консалтингу.

Серьезной проблемой стала недостаточная отказоустойчивость систем. В самом деле, отсутствие технической службы на месте размещения оборудования внезапно стало головной болью. Оглядываясь назад и подсчитывая убытки, которые бизнес нес из-за проблем с недостаточной надежностью СКС, компании повышают отказоустойчивость своих систем или внедряют облачные решения.

Давайте подведем некоторые итоги! Можно предположить, что в ближайшие годы мы будем гораздо больше, чем в доковидную эпоху, работать над безопасностью информационных систем наших клиентов. Компании почувствовали выгоду удаленной работы сотрудников и будут развить преимущества и сокращать недостатки этого тренда, а безопасность — одна из важнейших задач, которую им предстоит решать.

Перспектива

Скорее всего, в приоритете будут решения, основанные на аренде мощностей и услуг. Виртуальные технологии, а также технологии совместной работы, которые еще только предстоит разработать, станут драйверами IT-рынка. Все эти серьезные и сложные решения поставят бизнес в еще большую зависимость от инфраструктуры, поэтому нам придется думать о значительно большей надежности систем — вплоть до катастрофоустойчивости.

Мы уже видим перемены в IT-стратегии наших заказчиков и анализируем их. В любом случае, тенденции, которые уже очевидны и которые только предстоит ощутить, спровоцировал или лучше сказать,  — выявил прошедший кризис.