Строительство сети связи для обслуживания линейных объектов

Многие компании владеют собственными линиями связи. Так, «Связьтранснефть» обслуживает сеть нефтепроводной отрасли, протяженностью 60 тыс. км. Свои сети (и операторы для управления ними) есть у «Газпрома», РЖД и других компаний, владеющих протяженными линейными объектами.

Технологическая связь в России существует давно. История той же «Связьтранснефти» начинается в пятидесятые годы прошлого века, одновременно с появлением магистральных нефтепроводов, поскольку для управления транспортировкой нефти требовалась единая система связи. Эта традиция сохранилась и до сих пор. Ни наземные, ни сотовые операторы связи, не смогли предложить полную альтернативу корпоративным технологическим сетям. Компания «Классика» строит подобные сети уже четверть века.

Наверное, с точки зрения операторов связи, это достаточно простые, линейные сети; поскольку инфраструктура заказчиков также достаточно простая — это может быть труба, ведущая от одной точки на глобусе до другой! Но с другой стороны, эта труба проложена по самому короткому пути, и рядом может и не оказаться не только населенных пунктов, но даже дорог и подъездных путей. Линии связи и оборудование, с помощью которых осуществляется контроль и управление инфраструктурой, иногда расположены в местах, в которые несколько месяцев в году доступ людей и техники может быть физически невозможен.

Оборудование

Основные требования, которые мы и наши заказчики предъявляем к оборудованию — дальность связи, ведь это экономит расходы, и высокая надежность, поскольку доступ к нему иногда бывает затруднен.

«Связьтранснефть» предпочитает строить мультивендорную сеть для того, чтобы не оказаться зависимым от одного производителя. Естественно, вендор меняется не на каждом узле, но обычно в рамках одного филиала поставщиком может быть один вендор, в другом подразделении другой, и это никак не должно сказываться на качестве услуг. Так, в одном из последних проектов, который «Классика» выполнила для «Связьтранснефти», было использовано дальнемагистральное DWDM оборудование компании Infinera и оборудование компании Huawei для передачи данных. В данном случае выбор был сделан, исходя из надежности, соотношения стоимости и качества, уровня техподдержки, а также еще одного фактора, который системные интеграторы часто игнорируют. Мы же считаем, что очень важна распространенность оборудования в данном регионе, поскольку это позволяет надеяться, что в районе эксплуатации сети можно найти соответствующих специалистов.

Надежность

Резервирование по географически разнесенным маршрутам часто бывает затруднено, в случае прокладки линий связи вдоль магистрали перекачки нефти, газа или высоковольтных линий связи. И все же повысить надежность сети можно. Оборудование резервируется по питанию, интерфейсу, платам, контроллерам.

Одна из мер — внедрение инструментов, способных предугадать появление обрыва или деградации на линии. При корректной настройке рефлектометров ремонтная бригада с абсолютной точностью знает место обрыва.

Расширение каналов

Хотя повседневная эксплуатация оборудования не подразумевает присоединения новых лямбд, но время от времени проекты по расширению емкости подразумевают добавления 10, 40 или 100 Гбит. В этом случае возможности оборудования приобретают большое значение. Например, при отсутствии встроенных спектроанализаторов, инженеру приходится проехать вдоль всей линии из одного конца в другой и обратно, чтобы выравнивать каналы при помощи мобильного устройства. Экономия в стоимости оборудования на старте проекта может вылиться в многомесячные работы по выравниванию каналов.

Разделение ответственности

Как правило, проекты, которые делает «Классика», выполняются «Под ключ», а это означает, что мы строим не только сети передачи данных, но и конкретные сервисы, такие как подвижная транкинговая связь, оборудование для климатических устройств, организация каналов для АСУТП.

Конечной задачей является предоставление необходимой инфраструктуры оборудования, с помощью которого компания связи будет предоставлять своей материнской компании услуги. Обычно мы не вмешиваемся в организацию сервисов, так как считаем, что абсолютно правильный подход, когда вопросами работы приложений, также, как и вопросами информационной безопасности занимается компания структуры заказчика.